30 сентября в варшаве прошел саммит государств-участников проекта «восточное партнерство». мероприятие закончилось полным конфузом.
аналитики до сих пор задаются вопросом: что это было? если заседание, где обсуждались вопросы налаживания сотрудничества европейских государств в сфере экономики, политики и укрепления межгосударственных отношений - тогда почему белорусской делегации фактически был перекрыт доступ к участию в саммите по партнерству?
если расширенное заседание оппозиционного партактива из беларуси со своими западноевропейскими «работодателями» - тогда, причем здесь партнерство и участие в саммите других государств - участников: армении, азербайджана, грузии, украины и молдовы?
все стало понятно после того, как наша белорусская оппозиция вдруг забеспокоилась насчет итоговой резолюции варшавского саммита «восточного партнерства».
небезызвестный пан лебедько, комментируя ход обсуждения итоговой резолюции, забил тревогу: восточно-европейские страны отказываются поддержать параграф резолюции с осуждением политики белорусских властей в области прав человека и, о ужас, не видят нарушения этих прав в беларуси. лебедько назвал эту ситуацию 'серьезной и тревожной'. забеспокоились и западные покровители наших оппов.
еврокомиссар по вопросам внешней политики и политике соседства штефан фюле срочно отменил встречу с белорусскими оппозиционерами, которая была назначена на утро 30 сентября и потратил свое драгоценное время на «выламывание рук» руководителям делегаций армении, азербайджана, грузии, украины и молдовы, пытаясь заставить их подписать злополучный параграф. но не вышло.
украина, молдова, грузия, азербайджан и армения выступили против включения в декларацию саммита абзаца, осуждающего беларусь. также провалом закончилась попытка склонить членов делегаций наших соседей по 'восточному партнерству' сделать аналогичные заявления устно.
произошло нечто большее, чем успех беларуси в отстаивании своих принципов», - считает министр иностранных дел беларуси сергей мартынов. «произошло то, что шесть государств, которых называют партнерами, фактически впервые осознали, что у них есть свои интересы, и впервые по-настоящему выступили как группа, защитив свои интересы'.
более того, даже в рядах европейского союза позицию несогласия с политикой дискриминации и изоляции беларуси высказали делегации болгарии и стран балтии. президент литвы, стараясь соблюсти политкорректность в отношении других членов ес, сочла нужным сказать: «я считаю, что это самая большая ошибка, которую мы делаем уже 17 лет».
такой поворот дела совсем обескуражил наших оппозиционеров. ведь многие из них видели в варшавском саммите «восточного партнерства» верный шанс выстроить против своей родины единый фронт европейских государств и добиться своих «шкурных» целей: заставить президента беларуси передать власть им. ни больше и ни меньше.
бывший кандидат в президенты некляев ради такой «благородной цели» пошел на преступление. находясь в статусе осужденного, хотя и с отсрочкой выполнения приговора, самовольно покинул территорию страны, что в любом государстве карается немедленно: приведением приговора в силу без всяких отсрочек.
владимиру некляеву, в частности, запрещено выступать организатором либо участником массовых шествий, демонстраций, пикетов и других массовых мероприятий; он не может выезжать за пределы минска без письменного разрешения правоохранительных органов и покидать пределы беларуси до окончания срока наказания. «политику» также предписано регистрироваться в правоохранительных органах по месту жительства раз в неделю и находиться дома ежедневно с 20.00 до 6.00.
но сам «правозащитник» заявил, что: «не считает себя обязанным соблюдать эти требования». вот такой «радетель» за правовое государство. а что теперь? у некляева есть все реальные шансы опять стать «политзаключенным» и «узником совести». а может быть он к этому и стремится?
как известно, от белорусской оппозиции в переговорах на саммите участвовали, кроме владимира некляева еще сергей калякин, виталий рымашевский, сестра бывшего кандидата в президенты андрея санникова, ирина богданова, гражданская супруга еще одного бывшего кандидата николая статкевича, марина адамович, а также «беженец» алексей михалевич, являвшийся кандидатом в президенты на декабрьских выборах, который стал обвиняемым по уголовному делу о массовых беспорядках в минске и был выпущен из сизо под подписку о невыезде.
в связи с наличием этой «организованной группы» на саммите президент европейского центра геополитического анализа матеуш пискорски заявил: «приглашение на саммит 'восточного партнерства' белорусских оппозиционеров является дипломатической ошибкой евросоюза». по мнению эксперта, встреча с представителями оппозиции не соответствовала дипломатическому протоколу. «считаю, что это большая ошибка дипломатов евросоюза. партнером правительственных структур должны являться исключительно правительственные структуры, в случае беларуси это президентская администрация и кабинет министров», - подчеркнул матеуш пискорски.
похоже, что в европейских кругах приходит понимание того, что вести диалог с беларусью можно только через ее законных представителей, а не общаться с кучкой «маргиналов», которые кроме себя никого не представляют. что остается оппозиции? пожалуй, наиболее откровенно высказался на этот счет читатель одного из оппозиционных сайтов под ником «циник»: «помнится в годы войны был агитплакат 'воин красной армии, спаси'! теперь некоторые хотят, чтоб появился плакат 'воин нато, спаси'!!!». другой оппозиционер его поддержал: «+100! это должно стать нашей мантрой!».
ну «мантрой», так «мантрой». каждый сходит с ума по-своему. а вот в европе, похоже, начали после провала варшавского саммита приходить к трезвым оценкам. ведь это заседание похоронило не только надежды белорусской оппозиции, но и нанесло серьезный удар по политике некоторых кругов польши, которые спят и видят значительную часть белорусских земель в составе польского государства.
об этом с не скрываемым сожалением написала газета 'nasz dziennik': «саммит «восточного партнерства» в варшаве вместо того, чтобы стать стратегическим событием, может оказаться болезненным завершением неэффективной внешней политики польского правящего лагеря. ведь основной задачей польской восточной политики должно быть использование механизмов евросоюза и их потенциала для реализации наших государственных интересов, т.е. поступательного расширения сферы безопасности, стабильности, демократии и политического сотрудничества на восток, и включение в нее всех наших соседей вплоть до молдавии и стратегически важных государств южного кавказа. наши отношения с государствами за нашей восточной границей должны переродиться во влияние на ситуацию в этом регионе. сейчас это влияние на ход событий в таких странах, как белоруссия или украина стало меньше, чем несколько лет назад».
касаясь вопроса будущего беларуси в 'восточном партнерстве', глава мид беларуси заявил, что наша страна не собирается отказываться от участия в инициативе евросоюза. хотя белорусская сторона не удовлетворена отсутствием в проектах программы серьезного конкретного содержания и не раз высказывала критические замечания по этому поводу.
'что касается самой программы 'восточное партнерство', то она имеет будущее. и будущее, конечно, не в расколе европы на две части, из которых одна удаляется в сторону запада, а другая - на восток. 'восточное партнерство' обеспечивает беларуси богатую палитру взаимодействия с ес, который остается для нашей страны крупным стратегическим соседом', - подчеркнул сергей мартынов.